Четвер, 28.03.2024, 19:45,

Сайт РМО вчителів початкових класів Саксаганського району м. Кривого Рогу
Особистий кабінет
Пропонуємо...
Статистика

Онлайн всього: 4
Гостей: 4
Користувачів: 0

Нас відвідали

Презентації

Головна » Кабінет вчителя » Природознавство » Природознавство 3 клас

Без воды нет жизни. Свойства воды – жидкости. Три состояния воды.
[ · Викачати видалено () ] 13.02.2013, 20:14
Тема: Без воды нет жизни. Свойства воды – жидкости. Три состояния воды.

Цель: формировать представления учащихся о том, что вода – это вещество; формировать понятия «состояние вещества: твердое, жидкое, газообразное»; формировать представление о распространении воды на земле, ее участии в формировании рельефа земной поверхности, значении воды в жизнедеятельности живых организмов; развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление, умение рассуждать и обосновывать свои суждения; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: компьютерная презентация, оборудование, необходимое для проведения опытов.

Ход урока

I. Организационный момент.
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Все у нас получится.

II. Сообщение темы и задач урока. (Слайд 1)

III. Мотивация учебной деятельности.

1. Постановка проблемного вопроса.
- Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета его синий, коричневый, зеленый, белый слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? Почему? (синий).
- Правильно, потому что ¾ поверхности занимает вода.

2. Разгадывание загадки и обсуждение её.
- Отгадайте загадку: (Слайд 2)
Я и тучка, и туман. Я - река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

3. Практическая работа. Составление диаграммы, показывающей распространение воды и суши.
- Возьмите круг, разделите его на 4 части, 3 части закрасьте голубым цветом, 1 часть коричневым.

4. Инсценировка «Откуда пришла вода?»

- А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие с капелькой воды.

Ученик: Спросил на днях малыш сосед у струйки, льющейся из крана: откуда ты?
Автор: Вода в ответ
Капелька: Издалека, из океана.
Ученик: Потом малыш гулял в лесу, росой искрилась вся поляна. Откуда ты? -
Автор: спросил росу.
Капелька: Поверь, и я из океана.
Ученик: На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана. Откуда ты? Ты кто такой?
Капелька: И я, дружок, из океана.
Ученик: Ты, газировка, что шипишь?
Автор: И из бурлящего стакана донесся шепот:
Капелька: «Знай, малыш, и я пришла из океана».

Все (ученик, автор, капелька): Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, в звонкой льдинке, и в снежинке, и в дождинке, и в росинке, нам откликнется всегда океанская вода.
- Почему везде встречается океанская вода, ведь мы не пьем соленую воду? (Ответы учеников)

5. Демонстрация учителем опытов в сопровождении эвристической беседы с элементами рассказа.
- Вода - это вещество. Какие же свойства имеет вода?
- Перед вами два стакана. В одном - вода, в другом - молоко. Сравните их. Какого цвета молоко? А вода? (Вывод: вода бесцветна)
- Посмотрите через молоко на открытку, а затем через воду (Вывод: вода прозрачна).
- Понюхайте воду. Чувствуете ли вы запах? (Вывод: вода не имеет запаха)
- Сделайте из стакана глоток воды. Имеет ли она вкус (Вывод: вода не имеет вкуса)
- Налейте немного воды на картонку. Наклоните ее. Что произошло? (Вывод: вода текуча)
- Положите кристаллики соли в стакан с водой. Что с ней произошло? (Вывод: вода растворитель) (Слайд 3)

6. Самостоятельное чтение текста Леонардо да Винчи учащимися. (Слайд 4)
Вода весело плескалась в родной морской стихии. Но однажды ей взбрела в голову шальная мысль добраться до самого неба.
Она обратилась за помощью к огню. Своим обжигающим пламенем он превратил воду в мельчайшие капельки тёплого пара, которые оказались гораздо легче воздуха. Пар тотчас устремился вверх, поднимаясь в самые высокие и холодные слои воздуха.
Оказавшись в заоблачной выси, капельки пара окоченели, так, что у них зуб на зуб не попадал от холода. Чтобы согреться, они тесно прижались друг к другу и, став немного тяжелее воздуха, тут же попадали на землю в виде обычного дождя. Заболев тщеславием, вода вознеслась к небу, но была изгнана оттуда. Жаждущая земля поглотила дождь до единой капли. И воде ещё долго пришлось отбывать наказание в почве, прежде чем она смогла возвратиться в морские просторы.
- О каком явлении природы говорится в тексте? (Круговорот воды в природе) (Слайд 5)

Вывод: Вода бывает в трех состояниях – твердом, жидком, газообразном. (Слайды 6, 7)

7. Решение проблемной задачи:
Повадился Змей Горыныч деревни разорять, людей к себе в рабство уводить. Однажды схватил он детей и посадил в свою темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были такие смекалистые: подняли шум, гам, что у Горыныча все три головы разболелись. Тогда решил он обхитрить детей и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете мне чистой ключевой воды, но с одним условием: воду чтобы принесли без посуды!» Согласились ребята, но как им решить эту проблему?
- Что надо сделать, чтобы проблема была решена?

Класс делится на 2 группы, каждой из которых предлагается идти своим путем решения задачи.
1 группа работает над вопросом: Что я знаю о воде?
2 группа: Что делать с посудой?

Вывод: Воду можно заморозить в посуде и принести Горынычу уже в твердом состоянии без посуды.

IV. Закрепление и осмысление знаний.
1. Блицтурнир
- Где быстрее испаряется вода? (в лесу, в поле, в пустыне или в море)
- Куда направляется испарившаяся влага?
- Всегда ли вода жидкая?
- Откуда берутся родники?
- Почему вода в колодцах холодная?

2. Игра «Вода – не вода»
Учитель называет слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – школьники должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.
Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.

3. Из книги рекордов Гиннеса
- А знаете ли вы, что …
Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, ее размер равен 9 см.
Самый сильный дождь шел целых 12 месяцев с 1 августа 1860 по 31 июля 1861 года.
Самое глубокое озеро - Байкал. Его глубина 1 км 940м.

4. Отгадывание загадки.
С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда - руби хоть топором.
Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее… (Вода)

V. Подведение итогов «Проверь себя» (Слайд 8)
- Итак, сегодня мы с вами совершили путешествие с капелькой воды.
В каких трёх состояниях находится вода в природе?
При каком условии образуется лёд? Отчего лёд тает?
Как образуется пар?
При каком условии пар превращается в жидкую воду?
Как происходит круговорот воды в природе?
В чём сходство и различия водяного пара и воздуха?
Когда быстрее высыхают лужи после дождя – летом или осенью? Почему?
Испаряется ли вода зимой?

VI. Домашнее задание.
Проработать статьи учебника, составить «коллекцию» рисунков снежинок разной формы.
Категорія: Природознавство 3 клас | Додав: alla1971
Переглядів: 1446 | Завантажень: 455 | Рейтинг: 0.0/0

Схожі матеріали

Всього коментарів: 0


Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]