П`ятниця, 23.06.2017, 13:14,

Сайт РМО вчителів початкових класів Саксаганського району м. Кривого Рогу
Особистий кабінет
Пропонуємо...
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Нас відвідали

Презентації

Головна » Кабінет вчителя » Природознавство » Природознавство 3 клас

Разнообразие животных в природе
[ Викачати з сервера (2.26Mb) · Викачати видалено () ] 13.02.2013, 20:06
Тема: Разнообразие животных в природе.

Цель: продолжить формировать понятие «животные – живые организмы»; познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам; формировать умение описывать животных разных групп, определять их по существенным признакам; расширять кругозор учащихся и общие представления о животном мире; воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: кроссворд, компьютер, компьютерная презентация, выполненная в Microsoft Power Point по данной теме; карточки с изображением животных, раздаточный материал - таблица «Классификация животных» на доске.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпенье и старание.

II. Введение в тему урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Нам сегодня будет помо-
гать наш друг компьютер.
Для того, чтобы узнать тему урока, вам необходимо разгадать кроссворд.
Послушайте и отгадайте загадки:

1. У него на теле пятна,
Он высок невероятно,
Превышает ростом шкаф
Даже маленький ... (жираф).

2. Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (Лиса)

3. В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной,
Отправляется … (медведь).

4. Угадай, какой же птице
Ночью темною не спится?
Не укроет мышь трава,
Ведь за ней летит ... (сова).

5. В лесу под щебет и под свист,
Стучит лесной телеграфист:
Здорово, дрозд-приятель!
И ставит подпись… (дятел).

6. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?... (Ворона)
7. У какой кисочки на ушках кисточки? (Рысь)

8. С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

1

2

3

4

5

6

7

8




- Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (Животные)

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Когда вы слышите слово животные, то кого представляете? (Ответы учеников)
- У каждого животного своя среда обитания. Одни живут в воде, другие на суше, третьи в почве, жизнь некоторых животных тесно связана с воздухом. А многие животные живут рядом с человеком.
- Как называются животные, которые живут рядом с человеком? Как называются те животные, которые живут в дикой природе? (Слайд 1)

Работа в группах по карточкам.
- Разделите животных на две группы: белка, корова, северный олень, курица, медведь, собака, слон, кошка, баран, гусь.
- А есть ли среди животных те, которые могут жить и в дикой природе, и рядом с человеком? (Северный олень)

IV. Объяснение нового материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы и использованием компьютерной презентации.

Тема нашего урока – разнообразие животных природе. Сегодня мы заглянём в мир животных (Слайд 2).
- Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя Николая Сладкова: «Главное богатство природы – её тайны, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным, таинственным». (на доске)

- Наука о животных называется зоологией. (Слайд 3)

- А что же обозначает это слово? Давайте попробуем сами догадаться. Кто из вас бывал в зоопарке? Что продают в зоомагазине?
У всех этих слов есть общая часть «зоо», которая переводится, как «животное». А «логос» в переводе – «наука». Зоология – наука о животных.
- Учёные-зоологи делят царство животных на большое число групп.
С самого зарождения между людьми и животными существовала взаимная связь. Многие народы обожествляли некоторых животных. Например, в древнем Египте, кошку почитали как богиню Баст, покровительницу ночи, охоты. Первобытные люди полностью зависели от животных, которые служили им источником пищи, давал одежду, предупреждал об опасности. Поэтому люди с древних времён заботились о животных и оберегали их.
- Учёным известно около 1 миллиона 500 тысяч видов животных. а) Звери (Слайд 4)

- Животные какой группы изображены на слайде? Назовите их признаки. (Ответы учеников) Как называют их ещё? (Млекопитающие)
- Интересно знать, что кит, крот, летучая мышь тоже относятся к группе зверей, хотя у летучей мыши вместо лап крылья, у кита вместо ног плавники и тело покрыто шерстью, а у крота лапы превратились в лопаты. Но эти животные вскармливают детёнышей молоком, поэтому они тоже млекопитающие. В группе зверей кит – самое крупное животное.
б) Птицы (Слайд 5)
- Назовите следующую группу животных. По какому признаку вы их определили? (Варианты ответов учеников)
- Все ли птицы летают?
- Назовите птицу, коорая не летает, но быстро бегает. (Страус)
- Назовите птиц, у которых вместо крыльев лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины)

в) Рыбы
- А сейчас я перечислю основные признаки животных следующей группы, а вы догадайтесь, как эта группа называется.
- Эти животные живут в воде, тело их покрыто чешуёй, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами. (Рыбы) (Слайд 6)
- Мир рыб разнообразен. Каких рыб вы знаете?

г) Земноводные (Слайд 7)
- Перечислите следующих животных. (Лягушки, жабы, тритоны)
- Эти животные могут жить и на земле, и в воде.
- Как можно назвать эту группу? (Земноводные)

д) Пресмыкающиеся (Слайд 8)
- Следующая группа, о которой пойдёт речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. К ним относятся змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи. Эти животные всю жизнь ползают – пресмыкаются. Поэтому, и получили такое название.

е) Насекомые (Слайд 9)
- Как называют эту группу животных? (Насекомые)
- Попытайтесь назвать их признаки. (Варианты ответов
учеников.)

2. Минутка отдыха.
- Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнём.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Вы спокойно отдыхаете… (2 раза)
Сном волшебным засыпаете…
Ваши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена и расслаблена…
Дышится легко…свободно…глубоко…
(Длительная пауза)
Вы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо вам отдыхать!
Но уже пора вставать!...
Крепче кулачки сжимайте,
Их повыше поднимайте…
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
(Дети встают и хором говорят слова)
- Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!

- Но есть и другие группы животных, знакомство с которыми будет проходить на уроках биологии в старших классах. Интересную информацию об этих группах животных подготовили ученики.

3. Рассказы подготовленных учеников с опорой на слайды.

а) Черви (Слайд 10) (первый ученик)
В природе очень много червей. Черви насчитывают около 15 000 видов. Это длинные трубкообразные беспозвоночные животные. Например, дождевой червь имеет тело, разделённое на сегменты. Самый большой червь обитает в Австралии и имеет длину более одного метра. Плоские черви выглядят как ленты или как кольчатые черви, которые разгладили утюгом. В морях и океанах их сотни видов. Пиявки тоже относятся в группе червей и активно используются в медицине.

б) Моллюски (Слайд 11) (второй ученик)
В группе моллюски насчитывается около 100 000 видов. Они обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары.
А теперь поговорим об иглокожих. (Слайд 12)
Их в природе 5 000 видов. К ним относятся морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Могут отбрасывать часть тела, и даже внутренние органы. Потом всё восстанавливается.
Морские звёзды – хищники. Они питаются моллюсками и рыбами при помощи гибких лучей, или рук, которыми звезда захватывает добычу. Каждый луч звезды усажен сотнями мелких трубочек – ножек. Если морская звезда теряет часть лучей, то позже они снова отрастают. Морская звезда может вырасти даже из маленького оставшегося кусочка.
Морские ежи – округлые создания, которые живут в прибрежной зоне. Они усажены твёрдыми, часто ядовитыми, подвижными иглами до 40 сантиметров в длину.

в) Ракообразные (Слайд 13) (третий ученик)
Численность животных этой группы составляет 20 000. К этой группе относятся раки, креветки, крабы. Они питаются водорослями. Органы дыхания – жабры. Некоторые из них дышат через кожу.

г) Паукообразные (Слайд 14) (четвёртый ученик)
- А сейчас мы познакомимся с паукообразными, которых около 70 000 видов.
Паукообразные – это пауки и им подобные: скорпионы, клещи, сенокосцы. Все они имеют восемь ног. У пауков четыре или восемь глаз, но зрение у них плохое и охотятся они, ощущая ногами колебания почвы и воздуха.
Пауки – охотники, и питаются в основном насекомыми. Многие пауки ловят добычу, плетя из нитей сети, называемые паутиной. Паутина липкая, чтобы насекомые не ускользнули.

V. Закрепление и осмысление знаний.
1. Работа в парах.
- Перед вами таблица «Классификация животных» (раздаточный материал) и карточки с изображением животных. Вам необходимо обозначить цифрой группу, к которой относится данное животное.

Взаимопроверка.
- Обменяйтесь таблицами, проверьте выполненное задание и оцените друг друга.

2. Игра «Где живут животные?»
- Найди пару.
сорока берлога куры
лошадь улей конюшня
медведь гнездо оса
нора курятник лиса

3. Опишите какое-нибудь животное по плану учебника.

4. Заключительное слово учителя об охране животных.
- Мы много говорили о животных, узнали, что все они делятся на группы. И у меня возник вопрос: «А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?» Почему?

Чтение стихотворения Бориса Заходера «Все на свете, на свете нужны»

Все-все,
все На Свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
- Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется...
Все-все,
Все На Свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

- Все животные, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они – живые существа. Помните об этом, когда просто, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, все они – заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.

VI. Рефлексия.
- Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Спасибо вам за активную работу. Особенно хочется сказать слова благодарности тем ребятам, которые готовили сообщения.
- А сейчас положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одну под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои ручки, и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку теплее от тепла наших сердец. Урок окончен.

VII. Домашнее задание.
Проработать статьи учебника «Разнообразие животных в природе», подготовить сообщение о любом животном с картинкой или фотографией.
Категорія: Природознавство 3 клас | Додав: alla1971
Переглядів: 2379 | Завантажень: 348 | Рейтинг: 0.0/0

Схожі матеріали

Всього коментарів: 0


Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]