П`ятниця, 19.04.2024, 23:29,

Сайт РМО вчителів початкових класів Саксаганського району м. Кривого Рогу
Особистий кабінет
Пропонуємо...
Статистика

Онлайн всього: 4
Гостей: 4
Користувачів: 0

Нас відвідали

Презентації

Головна » Кабінет вчителя » Природознавство » Природознавство 4 клас

Водоёмы Украины
[ · Викачати видалено () ] 13.02.2013, 18:45
Тема: Водоёмы Украины

Цель: ознакомить учащихся с понятиями водоёма, источника, реки, озера, болота, моря и их значением в жизни человека; продолжить формировать умение учащихся работать с физической картой, учебником; развивать умение наблюдать, делать выводы, обобщать; воспитывать заботливое отношение к водоёмам.

Оборудование: физическая карта Украины, схемы, иллюстрации различных водоёмов Украины.

Ход урока
I. Организация класса
Прозвенел весёлый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете!

II. Минутка наблюдений за погодой (Выступление ученика в роли синоптика)
- А сейчас прослушайте прогноз погоды на сегодня.

- Добрый день, дорогие друзья! В эфире программа «Прогноз погоды» и с вами я ……..
Сегодня в Кривом Роге сохранится солнечная (пасмурная, облачная) погода. Температура воздуха ….., ветер умеренный (сильный, лёгкий, порывистый), осадков не предвидится. Какой бы ни была сегодняшняя погода, помните, главней всего погода в вашем доме. Всего вам хорошего!
С вами была ……. . До новых встреч!

III. Проверка домашнего задания.
1. - Каким было домашнее задание? Проверим, как вы усвоили домашний материал, выполнив задание «Дополни предложение». Я говорю начало предложение, а вы - его концовку.

Основные формы земной поверхности – это равнины, … (горы, овраги).
Равнины делятся на возвышенности и … (низменности).
Низменности на карте обозначаются … (зелёным) цветом.
Возвышенности обозначены … (жёлтым и светло-коричневым) цветом.
На севере Украины расположена низменность, которая называется … ( Полесская). Покажите её на карте.
На юге Украины расположена низменность под названием … (Причерноморская). Найдите и покажите её.
Большое углубление с крутыми склонами – это …(овраг).
Горный хребет – это …(ряд) гор.
Самая высокая гора в Украинских Карпатах - … (Говерла).
Её высота… (2061 м). (Показ на карте)
Самая высокая вершина Крымских гор - …(Роман-Кош). Высота - … (1545 м) (Показ на карте)

- Эти знания вам пригодятся в дальнейшей школьной и взрослой жизни.

IV. Актуализация опорных знаний.
- Любите ли вы загадки? Я предлагаю вам послушать загадку и отгадать её.
- Отгадайте загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)

- Да, тема нашего урока тесно связана с водой.
- А сейчас представьте на мгновение, что вода исчезла. Как бы изменилась жизнь на земле?
- Как и для чего человек использует воду?
- Где в природе есть вода?
- Каким цветом на карте и глобусе обозначают воду?
- Как одним словом можно назвать моря, реки, озёра, океаны?

V. Сообщение темы и задач урока.
VI. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Человек и большинство животных почти на 2/3 состоят из воды, а некоторые растения — на 4/5. Вода занимает 2/3 поверхности земного шара, и только 1/3 приходится на сушу. Вода есть в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве.
- «Вода – это сок жизни», и действительно жизнь без воды невозможна: вянет цветок, страдает животное и человек, гибнет птица. Всё живое на земле требует воды. Каждая её капля - это драгоценное богатство природы. Люди всегда понимали ценность воды для себя. Ведь вода поит землю, которая кормит человека.
Океаны, моря, реки, озера, болота, ставки, источники, водохранилища — это водоемы. Различают искусственные и естественные водоемы. Водоемы, которые образованы человеком, называются искусственными. (Знакомство с искусственными водоёмами по таблице-схеме). К таким водоёмам относятся водохранилище, канал, пруд.
Естественные водоемы образовались без участия человека.
— Какие вы знаете естественные водоемы? (Ответы учеников) (+ таблица)

2. Родник.
— Подземные воды двигаются, и там, где глина подходит к поверхности земли, вода вытекает на поверхность. Это место называют родником. Родники образуются на дне оврагов, балок, склонах холмов, крутых берегах рек. (Рассмотрение схемы образования родника.)
Случалось ли вам находить родник? Какая в нём вода? (чистая, лечебная, прохладная)
С давних времен родниковую воду люди считали целебной. В природе родники часто дают начало рекам. Родники - естественное богатство страны. Их нужно охранять и беречь.

3. Реки.
( Рисунок-схема реки — на доске.)
Каждая река имеет исток. Исток — это место, где начинается река. Истоком может быть родник, озеро, болото, ледник в горах. Река течет по углублению, которое называется руслом. У реки есть два берега - правый и левый.
Если стать по направлению течения, то по правую сторону будет правый берег, а по левую сторону — левый. Большинство рек имеют притоки. Притоки — это реки, которые впадают в главную реку. Чем большей является река, тем большим у неё притоков. Каждая река впадает в море, другую реку или озеро. Это место называется устьем.
Реки текут как на равнинах, так и в горах. (Равнинные и горные)

Где, по вашему мнению, река течет медленно, а где - быстро? Почему?

На Украине насчитывается 70 тысяч рек, из них около 4 тысяч - длиной свыше 10 км, 137 рек - длиной свыше 100 км.
Рассказ подготовленных детей-исследователей о реках. (С опорой на иллюстрации)

- Какие же реки протекают на территории нашего государства? ¹Сделать сообщения о реках нам помогут исследователи, которым было дано задание подготовить рассказ о реках.

А) Первый ученик.
Днепр — наибольшая в стране и третья по величине в Европе (после Волги и Дуная) река. Она берет начало на севере Смоленской области и катит свои воды к Черному морю через Россию, Беларусь, Украину, преодолевая путь 2 201 км. В пределах Украины длина Днепра составляет 981 км. Наибольшими притоками Днепра являются Припять и Десна. Меньшими по величине притоками являются Тетерев, Псел, Ворскла, Рось, Самара, Конка, Ингулец. Всего в бассейне Днепра - 1 424 притока.

Б) Второй ученик.
Днестр — вторая по величине река Украины, которая протекает в семи областях. Начало берет на северо-востоке склона Карпат и впадает в Днестровский лиман Черного моря. Общая протяжённость реки - 1 352 км. Протяжённость по Украине 692 км. На территории Украины в Днестр впадает почти 500 рек.

Южный Буг – река на юго-западе Украины. Единственная крупная река Украины, полностью протекающая по её территории. Длина реки 857 км. Южный Буг имеет 301 приток, каждый из которых длиной до 10 км.

В) Третий ученик.
К большим рекам принадлежат еще Северский Донец. Его длина составляет 1 053 км, а в пределах Украины - 672 км.

Дунай – вторая по протяжённости (после Волги) река в Европе. Длина — 2960 км. Её называют «интернациональной» рекой, так как от истока до устья протекает по территории или по границе 10 государств.

Вывод:
Реки Украины - это ее богатство. С давних времен они используются как судоходные пути для перевозки грузов и пассажиров. На реках построены гидроэлектростанции Воду рек используют для орошения земель, а также там развито рыбное хозяйство.

VII. Физкультминутка
Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик -
Разминаться нужно.
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!
Энергично, как всегда,
Головой покрутим: ДА!
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.
Раз, два, три, чеканим шаг.
Подаёт учитель знак.
Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура!
Перестанем мы лениться,
Будем снова мы трудиться

4. Озера Украины
Озеро — это естественная впадина на поверхности земли, которая заполнена водой. В Украине насчитывается свыше 3000 озер, в том числе 30 площадью свыше 10 км². Различают озёра большие и маленькие, глубокие и мелкие, с пресной солёной водой.

- Следующая группа детей готовила сообщения об озёрах. Дадим им слово.
Рассказ подготовленных детей-исследователей об озёрах.

А) Первый ученик.
Ялпуг – второе по величине озеро Европы и наибольшее по площади пресное озеро Украины. Его длина 39 км, а ширина местами достигает 5 км, глубина 6м.

Озеро Свитязь находится в северо-западной части Волыни. Длина озера 9, 3 км. Наибольшая ширина 8 км. Максимальная глубина – 58,4 м. Озеро хорошо прогревается летом, и имея чистую поду и пологое песчаное дно, пользуется популярностью у отдыхающих. В озере обнаружен 21 вид рыб.

Б) Второй ученик.

Немало небольших, но глубоких живописных горных озер можно встретить в Карпатах, из них наиболее известное Синевир. Оно находится на высоте 989 метров над уровнем моря. Средняя глубина 8-10 метров. Максимальная его глубина - 24 м. Это горное озеро поражает своей красотой. Посредине озера разместился небольшой островок площадью всего несколько метров. Отсюда и народное название озера Морское око.

В) Третий ученик.

Соленые озера есть в Херсонской области, в Крыму. Известнейшим озером является озеро Сиваш. Наибольшая глубина не превышает 3 м, средняя глубина 0,5-1 м. Летом вода в нём сильно прогревается и издаёт гнилостный запах, из-за чего Сиваш называют Гнилым морем. Вода интенсивно испаряется, из-за чего Сиваш сильно минерализован.В нём добывают кухонную соль. На базе минеральных богатств озера построены заводы: Перекопский бромный, Крымский содовый, Крымский завод по производству фосфорных удобрений.

5. - Болото. Что же это такое? Что вы знаете о болотах?
Болото — очень увлажненный участок суши, на которой растут влаголюбивые растения и там образовывается торф. Болота встречаются в лесах, где на поверхность выходит родник, а вода не должна никуда стекать. Образовываются болота в низовьях возле рек, где вода задерживается во время наводнений. Болота распространены на Полесье. Они являются преимущественно небольшими по площади и составляют 2 % территории Украины. Из болот добывают ценное полезное ископаемое - торф.

6. Море — это часть океана, которое заходит в сушу. Море всегда соединено с океаном. Вода в море является горько-соленой.
— Подумайте, откуда в морской воде берутся соли?
Если бы всю воду в океанах и морях испарить, то осталось бы столько соли, что расстелив ее на суше, получили бы пласты высотой свыше 150 км.
(Работа с картой.)
На юге Украину омывает Черное море, на юго-западе - Азовское.

- Подробнее о них расскажут следующие ребята.
Рассказ подготовленных детей-исследователей об озёрах.

А) Первый ученик.

Черное море — одно из самых своеобразных и интереснейших водоемов земного шара. В отличие от большинства морей, его водная толща состоит из двух очень разных пластов: тонкого поверхностного пласта, который населен растениями и животными, и мощного глубинного пласта, который лишен жизни. Соленость воды с глубиной увеличивается, а начиная со 150 м, появляются следы сероводорода, тогда как содержимое кислорода резко уменьшается, а с ростом глубины совсем исчезает. Средняя глубина моря составляет 1 240 м, а наибольшая - 2210 м. Верхний пласт воды Черного моря богат на рыбу. Ее здесь насчитывается около 180 видов.

Б) Второй ученик.

Азовское море — это мелководный водоем с плоским дном. Средняя глубина его составляет 7,4 м, а максимальная – 13,5 м. Летом вода нагревается до 30 ºС, а зимой оно замерзает.
Азовское море является уникальным. Это своеобразный рыбный питомник, естественное хозяйство. Один из богатейших и самых продуктивных водоемов мира. В море водится много видов рыб.

VIII. Обобщение знаний

1. Отгадывание загадок.

Летом в зной
Угостит водой ледяной. (Родник)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая. (Озеро, пруд)

В нее льется,
Из нее льется
Сама по земле плетется. (Река)

Не вода и не суша-
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото)

Без конца и края Лужа
Не страшна ей злая стужа.
В Луже ходят корабли,
Далеко им до земли. (Море)

2. Диктант «Да или нет»
- Поставьте знаки «+», если согласны с утверждением, и «-», когда не согласны).

1. Вода - наиболее распространенное вещество на земле. (+)
2. Вода есть всюду: в морях, океанах, почве, реках, воздухе. (+)
3. Вода может быть лишь в двух состояниях. (-)
4. Жизнь на Земле возможна без воды. (-)
5. Вода входит в состав живых организмов. (+)
6. Водоемы бывают естественными и искусственными. (+)
7. Водохранилище, пруд, канал – это естественные водоёмы. (-)
8. Река Днепр берет свое начало в Украине. (-)
9. Дунай – «интернациональная» река. (+)
10. Наибольшим пресным озером Украины является озеро Ялпуг. (+)
11. Азовское море глубже Черного. (-)
12. Водоёмы не нуждаются в охране. (-)

IX. Итог урока.
- Возможна ли жизнь на Земле без водоёмов?
- Нужно ли охранять водоёмы?
- Я предлагаю вам послушать стихотворение Роберта Рождественского.

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого малейшего малька.
Пока об этом думать не охота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды.
Всё меньше окружающей природы.
Всё больше окружающей среды.

X. Рефлексия.
- Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Спасибо вам за активную работу. Особенно хочется сказать слова благодарности тем ребятам, которые готовили сообщения.
- А сейчас положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одну под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои ручки, и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку теплее от тепла наших сердец. Урок окончен.

XI. Домашнее задание. Проработать статью учебника «Водоемы Украины» (с. 110-116)
Категорія: Природознавство 4 клас | Додав: alla1971
Переглядів: 15458 | Завантажень: 797 | Рейтинг: 3.0/2

Схожі матеріали

Всього коментарів: 0


Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]