Методические рекомендации
по составлению Портфолио молодого учителя
Портфолио - это набор
материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной
деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и
предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
Предлагаем возможные разделы портфолио.
Раздел 1. «Мои достижения»
1.1.
«Официальные документы» (копии документов об окончании школы, сертификатов
официально признанных международных, российских, региональных, городских,
межвузовских и внутривузовских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных
мероприятий, документы об участии в грантах, окончании музыкальной,
художественной, спортивной или иной школы, сертификатов о прохождении практик,
стажировок, тестирования, участии в проектах и программах, журнальные, газетные
и фото документы и копии иных документов, свидетельствующие об успехах).
1.2.
«Жизненный опыт» (автобиография, отзывы с тех мест работы, где вы работали и
т.п.)
1.3.
«Обучение в вузе». Предпрофессиональная и профессиональная подготовка (ваши
оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним, любимые предметы, преподаватели,
мотивы обучения, основные периоды и этапы учения, изменения взглядов на свою
будущую профессию, вуз, список курсовых и дипломных работ, отзывы
преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и
дипломных практик, список мест прохождения практик и выполненных работ).
1.4.
«Научная деятельность» (список научных работ, научная переписка, аннотации к
своим работам, рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных
пособий, отзывы на ваши работы)
1.5. «Курсы по выбору и творческие работы» (список дополнительных курсов,
оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции, список или
структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ,
отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п.).
Этот раздел позволяет судить о процессе
индивидуального развития педагога.
Раздел 2 «Я в мире людей»
2.1.
«Участие в общественной жизни» (характер вашей общественной активности,
занимаемые посты, проекты и программы в которых участвовали, их результативность.
2.2. «Хобби,
интересы» (сфера ваших свободных интересов, занятий, хобби, их примеры,
иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности).
Раздел 3 «Взгляд на себя и в будущее»
3.1. «Мои
ценности и идеалы» (то, что вы цените, считаете важным, стремитесь, уважаете).
3.2. «Мои жизненные планы» (ваше представление о собственной миссии,
жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и
времени их достижения и т.п.)
3.3. «Мой девиз» (ваш девиз, кредо на новом этапе жизни).
Раздел 4. Результаты педагогической
деятельности
Материалы данного раздела должны давать
представление о динамике результатов педагогической деятельности молодого
учителя за период работы в ОУ.
Раздел 5. Научно-методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические
материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
• обоснование выбора образовательной программы и комплекта
учебно-методической литературы;
• обоснование выбора используемых образовательных технологий;
• обоснование применения в своей практике тех или иных средств
педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
• использование информационно - коммуникативных технологий в
образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.
п.;
• работа в методическом объединении ОУ,
·
Посещение
Школы молодого учителя «Ориентир»
·
участие
в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
• участие в методических и предметных неделях, в семинарах,
конференциях;
• проведение научных исследований;
• написание рукописей кандидатской;
• подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;
• другие документы.
Раздел 6. Внеурочная деятельность по предмету
Раздел содержит документы:
• список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ,
проектов, выполненных учащимися по предмету;
• список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных
марафонов и др.;
• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью
проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т.
п.);
• программы работы кружков и факультативов
• другие документы.
Раздел 7. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из
паспорта учебного кабинета (при его наличии):
• список словарей и другой справочной литературы по предмету;
• список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты
и др.);
• наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон,
музыкальный центр, диапроектор и др.);
• наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы
виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);
• аудио- и видеопособия;
• наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров
рефератов и сочинений и т. п.;
• измерители качества обученности учащихся;
• другие документы по желанию учителя.
Основная цель портфолио — оценивание
работы молодого учителя по теме самообразования, характера его деятельности,
отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование
формированию навыков рефлексии (самооценки). Структура портфолио может быть
разнообразной.
Комментарий к портфолио должен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли
учителя в отношении его деятельности, дающим полную картину творческого роста
педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю,
выступления, краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной
записки и т. д.
Подходы к построению портфолио могут быть
разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно,
чтобы молодой учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил
и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои
возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких
результатов
|