Статистика
Онлайн всього: 1 Гостей: 1 Користувачів: 0
Нас відвідали
|
Презентації
Разнообразие животных в природе
[ Викачати з сервера (2.26 Mb)
· Викачати видалено ()
]
| 13.02.2013, 20:06 |
Тема: Разнообразие животных в природе.
Цель: продолжить формировать понятие «животные – живые организмы»; познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам; формировать умение описывать животных разных групп, определять их по существенным признакам; расширять кругозор учащихся и общие представления о животном мире; воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: кроссворд, компьютер, компьютерная презентация, выполненная в Microsoft Power Point по данной теме; карточки с изображением животных, раздаточный материал - таблица «Классификация животных» на доске.
Ход урока.
I. Организационный момент. Ну-ка, юный мой дружок, Ты готов начать урок? Всё в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтобы иметь знания, Понадобятся терпенье и старание.
II. Введение в тему урока. - Сегодня у нас необычный урок. Нам сегодня будет помо- гать наш друг компьютер. Для того, чтобы узнать тему урока, вам необходимо разгадать кроссворд. Послушайте и отгадайте загадки:
1. У него на теле пятна, Он высок невероятно, Превышает ростом шкаф Даже маленький ... (жираф).
2. Хвост пушист, быстра сноровка, Золотисто-рыжий мех. Если голодно, плутовка Кур считает лучше всех. (Лиса)
3. В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за мёдом и малиной, Отправляется … (медведь).
4. Угадай, какой же птице Ночью темною не спится? Не укроет мышь трава, Ведь за ней летит ... (сова).
5. В лесу под щебет и под свист, Стучит лесной телеграфист: Здорово, дрозд-приятель! И ставит подпись… (дятел).
6. Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она?... (Ворона) 7. У какой кисочки на ушках кисточки? (Рысь)
8. С ветки на ветку, быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка) 1 2 3 4 5
6 7 8
- Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (Животные)
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Когда вы слышите слово животные, то кого представляете? (Ответы учеников) - У каждого животного своя среда обитания. Одни живут в воде, другие на суше, третьи в почве, жизнь некоторых животных тесно связана с воздухом. А многие животные живут рядом с человеком. - Как называются животные, которые живут рядом с человеком? Как называются те животные, которые живут в дикой природе? (Слайд 1)
Работа в группах по карточкам. - Разделите животных на две группы: белка, корова, северный олень, курица, медведь, собака, слон, кошка, баран, гусь. - А есть ли среди животных те, которые могут жить и в дикой природе, и рядом с человеком? (Северный олень)
IV. Объяснение нового материала.
1. Рассказ учителя с элементами беседы и использованием компьютерной презентации.
Тема нашего урока – разнообразие животных природе. Сегодня мы заглянём в мир животных (Слайд 2). - Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя Николая Сладкова: «Главное богатство природы – её тайны, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным, таинственным». (на доске)
- Наука о животных называется зоологией. (Слайд 3)
- А что же обозначает это слово? Давайте попробуем сами догадаться. Кто из вас бывал в зоопарке? Что продают в зоомагазине? У всех этих слов есть общая часть «зоо», которая переводится, как «животное». А «логос» в переводе – «наука». Зоология – наука о животных. - Учёные-зоологи делят царство животных на большое число групп. С самого зарождения между людьми и животными существовала взаимная связь. Многие народы обожествляли некоторых животных. Например, в древнем Египте, кошку почитали как богиню Баст, покровительницу ночи, охоты. Первобытные люди полностью зависели от животных, которые служили им источником пищи, давал одежду, предупреждал об опасности. Поэтому люди с древних времён заботились о животных и оберегали их. - Учёным известно около 1 миллиона 500 тысяч видов животных. а) Звери (Слайд 4)
- Животные какой группы изображены на слайде? Назовите их признаки. (Ответы учеников) Как называют их ещё? (Млекопитающие) - Интересно знать, что кит, крот, летучая мышь тоже относятся к группе зверей, хотя у летучей мыши вместо лап крылья, у кита вместо ног плавники и тело покрыто шерстью, а у крота лапы превратились в лопаты. Но эти животные вскармливают детёнышей молоком, поэтому они тоже млекопитающие. В группе зверей кит – самое крупное животное. б) Птицы (Слайд 5) - Назовите следующую группу животных. По какому признаку вы их определили? (Варианты ответов учеников) - Все ли птицы летают? - Назовите птицу, коорая не летает, но быстро бегает. (Страус) - Назовите птиц, у которых вместо крыльев лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины)
в) Рыбы - А сейчас я перечислю основные признаки животных следующей группы, а вы догадайтесь, как эта группа называется. - Эти животные живут в воде, тело их покрыто чешуёй, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами. (Рыбы) (Слайд 6) - Мир рыб разнообразен. Каких рыб вы знаете?
г) Земноводные (Слайд 7) - Перечислите следующих животных. (Лягушки, жабы, тритоны) - Эти животные могут жить и на земле, и в воде. - Как можно назвать эту группу? (Земноводные)
д) Пресмыкающиеся (Слайд 8) - Следующая группа, о которой пойдёт речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. К ним относятся змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи. Эти животные всю жизнь ползают – пресмыкаются. Поэтому, и получили такое название.
е) Насекомые (Слайд 9) - Как называют эту группу животных? (Насекомые) - Попытайтесь назвать их признаки. (Варианты ответов учеников.)
2. Минутка отдыха. - Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнём. Реснички опускаются… Глазки закрываются… Вы спокойно отдыхаете… (2 раза) Сном волшебным засыпаете… Ваши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают… Отдыхают…засыпают… (2 раза) Шея не напряжена и расслаблена… Дышится легко…свободно…глубоко… (Длительная пауза) Вы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали… Хорошо вам отдыхать! Но уже пора вставать!... Крепче кулачки сжимайте, Их повыше поднимайте… Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать! (Дети встают и хором говорят слова) - Веселы, бодры мы снова И к занятиям готовы!
- Но есть и другие группы животных, знакомство с которыми будет проходить на уроках биологии в старших классах. Интересную информацию об этих группах животных подготовили ученики.
3. Рассказы подготовленных учеников с опорой на слайды.
а) Черви (Слайд 10) (первый ученик) В природе очень много червей. Черви насчитывают около 15 000 видов. Это длинные трубкообразные беспозвоночные животные. Например, дождевой червь имеет тело, разделённое на сегменты. Самый большой червь обитает в Австралии и имеет длину более одного метра. Плоские черви выглядят как ленты или как кольчатые черви, которые разгладили утюгом. В морях и океанах их сотни видов. Пиявки тоже относятся в группе червей и активно используются в медицине.
б) Моллюски (Слайд 11) (второй ученик) В группе моллюски насчитывается около 100 000 видов. Они обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары. А теперь поговорим об иглокожих. (Слайд 12) Их в природе 5 000 видов. К ним относятся морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Могут отбрасывать часть тела, и даже внутренние органы. Потом всё восстанавливается. Морские звёзды – хищники. Они питаются моллюсками и рыбами при помощи гибких лучей, или рук, которыми звезда захватывает добычу. Каждый луч звезды усажен сотнями мелких трубочек – ножек. Если морская звезда теряет часть лучей, то позже они снова отрастают. Морская звезда может вырасти даже из маленького оставшегося кусочка. Морские ежи – округлые создания, которые живут в прибрежной зоне. Они усажены твёрдыми, часто ядовитыми, подвижными иглами до 40 сантиметров в длину.
в) Ракообразные (Слайд 13) (третий ученик) Численность животных этой группы составляет 20 000. К этой группе относятся раки, креветки, крабы. Они питаются водорослями. Органы дыхания – жабры. Некоторые из них дышат через кожу.
г) Паукообразные (Слайд 14) (четвёртый ученик) - А сейчас мы познакомимся с паукообразными, которых около 70 000 видов. Паукообразные – это пауки и им подобные: скорпионы, клещи, сенокосцы. Все они имеют восемь ног. У пауков четыре или восемь глаз, но зрение у них плохое и охотятся они, ощущая ногами колебания почвы и воздуха. Пауки – охотники, и питаются в основном насекомыми. Многие пауки ловят добычу, плетя из нитей сети, называемые паутиной. Паутина липкая, чтобы насекомые не ускользнули.
V. Закрепление и осмысление знаний. 1. Работа в парах. - Перед вами таблица «Классификация животных» (раздаточный материал) и карточки с изображением животных. Вам необходимо обозначить цифрой группу, к которой относится данное животное.
Взаимопроверка. - Обменяйтесь таблицами, проверьте выполненное задание и оцените друг друга.
2. Игра «Где живут животные?» - Найди пару. сорока берлога куры лошадь улей конюшня медведь гнездо оса нора курятник лиса
3. Опишите какое-нибудь животное по плану учебника.
4. Заключительное слово учителя об охране животных. - Мы много говорили о животных, узнали, что все они делятся на группы. И у меня возник вопрос: «А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?» Почему?
Чтение стихотворения Бориса Заходера «Все на свете, на свете нужны»
Все-все, все На Свете, На свете нужны, И мошки Не меньше нужны, Чем слоны. Нужны все на свете! Нужны все подряд - Кто делает мёд И кто делает яд. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников - Злых и свирепых. Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки. Да если мы с кем-то Не очень дружны, Мы всё-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны, А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется... Все-все, Все На Свете На свете нужны, И это все дети Запомнить должны!
- Все животные, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они – живые существа. Помните об этом, когда просто, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, все они – заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.
VI. Рефлексия. - Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Спасибо вам за активную работу. Особенно хочется сказать слова благодарности тем ребятам, которые готовили сообщения. - А сейчас положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одну под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои ручки, и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку теплее от тепла наших сердец. Урок окончен.
VII. Домашнее задание. Проработать статьи учебника «Разнообразие животных в природе», подготовить сообщение о любом животном с картинкой или фотографией.
|
Категорія: Природознавство 3 клас | Додав: alla1971
|
Переглядів: 3281 | Завантажень: 595
| Рейтинг: 0.0/0
Схожі матеріали
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|